Дата: 30.07.2020
Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития России (далее – Департамент) с учетом устных обращений, поступающих от государственных микрофинансовых организаций (МФО) по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» (далее – Федеральный закон № 106-ФЗ), разъясняет.
Федеральным законом № 106-ФЗ предусмотрено в том числе предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым в сферах деятельности, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», (далее – заемщики) льготного периода с приостановлением на срок, определенный заемщиком в соответствии с Федеральным законом № 106-ФЗ, исполнения заемщиком своих обязательств по кредитным договорам (договорам займов), заключенным до дня вступления в силу Федерального закона № 106-ФЗ с кредитором - кредитной организацией или некредитной финансовой организацией, которая осуществляет деятельность по предоставлению кредитов (займов).
При этом для заемщика – индивидуального предпринимателя вместо приостановления исполнения своих обязательств может предусматриваться уменьшение размера платежей в течение льготного периода.
Обращаем внимание, что указанная мера поддержки предоставляется заемщику – индивидуальному предпринимателю в том случае, если в его отношении не был установлен льготный период по требованию этого заемщика по кредитному договору (договору займа), заключенному до дня вступления в силу Федерального закона № 106-ФЗ с кредитором, указанным в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Необходимо отметить, что срок возврата кредита (займа) продлевается на срок, необходимый для погашения обязательств заемщика по кредиту (займу) в размере и с периодичностью (в сроки), которые аналогичны установленным или определенным в соответствии с действовавшими до предоставления льготного периода условиями указанного кредитного договора (договора займа). Изменение условий кредитного договора (договора займа) не требует согласия залогодателя в случае, если залогодателем является третье лицо, а также поручителя и (или) гаранта.
В целях получения льготного периода заемщики вправе обратиться в порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 106-ФЗ, к кредитору с требованием по изменению условий кредитного договора (договора займа), при этом в требовании необходимо указать, что льготный период устанавливается в соответствии с Федеральным законом № 106-ФЗ.
После установления льготного периода обязательства кредитора по предоставлению денежных средств заемщику приостанавливаются на весь срок действия льготного периода. При этом в случае, если МФО финансирует сделку заемщика, по которой заемщику установлены определенные сроки оплаты, которые еще не наступили, Департамент рекомендует указывать в требовании заемщика необходимость установления льготного периода со дня, следующего за днем осуществления оплаты по такой сделке.
В течение льготного периода начисление неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита (займа), уплате процентов, обращение взыскания на предмет залога, обращение с требованием к поручителю исключаются, при этом сумма процентов, неустойки, образовавшаяся до установления льготного периода, уплачивается после окончания (прекращения) льготного периода.
Департамент полагает, что в случае если заемщику – индивидуальному предпринимателю по его требованию установлены пониженные платежи в течение льготного периода, но заемщик – индивидуальный предприниматель их задерживает, то суммы неоплаченных платежей по основному долгу и (или) процентам признаются просроченными, однако пени по указанным платежам не начисляются до окончания льготного периода.
Окончание (прекращение) льготного периода наступает в порядке, установленном Федеральным законом № 106-ФЗ (по инициативе заемщика, в случае досрочного погашения суммы (части суммы) кредита (займа), по окончании срока действия льготного периода).
По окончании (прекращении) льготного периода в сумму обязательств заемщика по основному долгу включается сумма обязательств по процентам, которые должны были быть уплачены заемщиком в течение льготного периода исходя из действовавших до предоставления льготного периода условий кредитного договора. Обязательства заемщика - индивидуального предпринимателя уменьшаются на сумму платежей, уплачиваемых им в течение льготного периода (как основной долг, так и проценты). Платежи по кредитному договору (договору займа) уплачиваются заемщиком с учетом продления срока возврата кредита (займа).
При этом стоит отметить, что в целях снижения нагрузки на заемщика размер периодических платежей по кредитному договору (договору займа) не должен превышать размер, установленный или определенный в соответствии с действовавшими до предоставления льготного периода условиями кредитного договора (договора займа). В связи с этим Департамент рекомендует продлить срок возврата кредита (займа) на срок, определенный по договоренности сторон кредитного договора (договора займа) с учетом указанного объема периодических платежей в целях обеспечения осуществления платежей, соразмерных с возможностями заемщика.
Таким образом, сумма обязательств по процентам, зачисленная в сумму обязательств по основному долгу, распределяется пропорционально в соответствии с графиком платежей на весь срок действия кредитного договора (договора займа).
Кроме того, Департамент рекомендует МФО рассмотреть возможность продления сроков исполнения иных обязательств заемщиков по договорам займа на период действия ограничительных мер в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации с учетом сохранения баланса интересов МФО: предоставления документов целевого использования займа, страхования заложенного имущества, предоставления документов финансовой отчетности. При требовании предоставления документов финансовой отчетности в рамках мониторинга, осуществляемого МФО, необходимо принимать во внимание предоставленные им отсрочки по представлению такой отчетности.
В части подтверждения факта отнесения деятельности заемщика к сфере деятельности, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», сообщаем, что ФНС России на своем официальном сайте (www.nalog.ru) запустила сервис, с помощью которого можно проверить основной вид экономической деятельности в Едином государственным реестре ЮЛ или ИП, ответить на вопросы и узнать, какие конкретные меры поддержки распространяются на бизнес. Указанным сервисом можно воспользоваться, открыв вкладку «Коронавирус: меры поддержки бизнеса».
Кроме того, Департамент полагает возможным рассматривать ОКВЭД, приведенные в выписке из Единого государственного реестра ЮЛ или ИП и соответствующие фактическому виду деятельности, которую заемщик вёл на момент предоставления займа и (или) на момент последнего посещения сотрудником МФО места ведения деятельности заемщика в рамках мониторинга в ходе обслуживания договора займа.
Дополнительно, просим рассмотреть возможность введения моратория на оплату основного долга и процентов по микрозаймам субъектов МСП - заемщиков в государственных (муниципальных) микрофинансовых организаций, на срок до 6 месяцев.
Изложенную информацию просим довести до государственных (муниципальных) микрофинансовых организаций в оперативном порядке.
Директор Департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства М.Т. Арсланова