Главная страница | О нас | Новости | Демография малого и среднего предпринимательства
Демография малого и среднего предпринимательства
Дата: 05.02.2024
Последние несколько лет для бизнеса объективно выдались непростыми. Особенно для малого и среднего. Сначала пандемия, затем санкции, повлекшие удорожание и удлинение логистических цепочек (а часто и их разрыв), скачки курсов валют. Все это, помимо прямых проблем для представителей МСП, неминуемо негативно сказывалось на потребительской активности. Что тоже не стимулировало малый и средний бизнес к росту. Однако, несмотря на все сложности, статистические данные свидетельствуют об увеличении предпринимательской активности. Катализатором этого процесса во многом стали меры господдержки: системные и ситуативные.

По состоянию на начало января 2024 года, в России зарегистрировано 6,347 млн представителей малого и среднего предпринимательства. Это рекордные показатели за все время существования Единого реестра субъектов МСП. Если оглянуться назад на 15 лет, то в 2008 году численность малого и среднего бизнеса едва превышала 3 млн.

С 2008 по конец 2023 года произошла масса событий, которые негативно влияли как на экономику в целом, так и на сектор МСП в частности. Мировой финансово-экономический кризис 2008-2010 годов, антироссийские санкции за воссоединение с Крымом в 2014 году, кризис в 2020 году в связи с пандемией, новые западные санкции в 2022 году. Казалось бы, каждое из этих событий, не говоря уже про их череду, должно было неминуемо привести к падению бизнес-активности. Однако последовательная реализация комплекса мер плюс оперативные «инъекции» экстренной поддержки помогли не то, что удержаться отечественным предпринимателям на плаву, но и пойти в рост, придав импульс их развитию.

Вместе с численностью малых и средних предприятий уверенно растут и другие показатели этой сферы. К примеру, за 15 лет выручка МСП выросла более чем втрое, в то же время занятость в этом секторе увеличилась в 1,6 раз и превысила 31 млн человек. Если взглянуть на график изменения численности малых и средних предприятий, то можно заметить, что переход к стабильному росту начался с началом реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», который инициировал Президент Владимир Путин и курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов. До этого занятость в секторе МСП была в районе 19-20 млн человек, колеблясь вверх-вниз во многом в зависимости от происходивших в России и мире событий.

Заметный вклад в рост занятости и других показателей в сфере малого и среднего бизнеса сделали самозанятые. Эта категория была законодательно оформлена как ответ на запрос граждан, которые хотели официально заниматься своим бизнесом, но существовавшие формы им по разным причинам не подходили. По последним данным, почти 9 млн человек выбрали для себя работу в режиме налога на профессиональную деятельность без статуса ИП. И последние несколько лет их численность с каждым годом фактически удваивалась.

Немаловажен и тот момент, что сектор МСП растет не только количественно, но и качественно. Последние два-три года предприятия активно развиваются, переходя из категории малого в средний бизнес, из микро- в малый. В 2021 году лучшую динамику переходов из микро- в малый и средний бизнес показали общепит, доставка продуктов и строительство, в 2022-м активнее других были предприятия в торговле и ресторанной сфере.

С точки зрения государства «поддержать бизнес» — это не просто дать рыбу (хотя она часто тоже нужна и предоставляется государством), но и предоставить предпринимателям ту самую удочку, благодаря которой он будет успешно вести свое дело с момента запуска или даже появления его на уровне проекта. Начать бизнес сегодня можно буквально в пару кликов: несколько движений мышкой и онлайн-процедура регистрации пройдена. Допустил предприниматель по неопытности нарушение — у него есть «право на ошибку»: исправил — отделался предупреждением.

Однако, очевидно: основное, что помогает бизнесу расти, а часто и в целом функционировать, это финансовая помощь. В условиях экономической нестабильности, сопровождающей последние 15 лет, на реально доступную поддержку бизнес может рассчитывать только от государства: кредиты по ставкам ниже рыночных и даже ключевой, поручительства для кредитования в банках, лизинг и имущество на льготных условиях и т.д. Конечно, в течение столь длительного срока эти инструменты должны были совершенствоваться и упрощаться в соответствии с требованиями времени.

Оглядываясь назад, можно отметить, насколько изменилась гарантийная поддержка малого и среднего бизнеса. Сегодня она доступна в режиме одного окна прямо в банке-партнере. А оформить заявку на нее можно в режиме онлайн. Благодаря действующему механизму «зонтичных» поручительств остались в прошлом хождения по кабинетам и коридорам, сбор нескончаемых справок, обивание порогов банков. По аналогичному сценарию также приведено к единому знаменателю получение помощи через государственные микрофинансовые организации.

Реальность последних лет показала: расширение рынков сбыта с ориентиром — залог стабильности. Важную роль здесь играет государство, которое развивает сферу закупок по 223-ФЗ. За последние годы законодательство в этой области претерпело заметные изменения, развернувшись в сторону малого и среднего бизнеса, предоставив ему преференции и создав условия для взаимовыгодного государственно-частного сотрудничества.

Сегодня крупный бизнес уже отчетливо понимает: МСП — это не только и не столько мелкие торговцы, а часто серьезные предприятия, которые способны закрыть их потребности по качеству и объему поставляемой продукции и услуг. В том числе и по стратегически важным направлениям. Кстати, именно многочисленные МСП стали надежными поставщиками отечественных гигантов, закрыв образовавшиеся после ухода западных «партнеров» дыры. И сегодня совместно они успешно решают задачу импортозамещения во многих сферах. Чтобы поддержать малый и средний бизнес, российские крупные предприятия с госучастием запустили программы «выращивания». Они через оказание специальных мер поддержки реально помогают МСП вырасти и достигнуть необходимого уровня качества и объемов.

Современные реалии на каждом шагу доказывают, что без максимальной цифровизации эффект от усилий по развитию может оказаться минимальным. Поэтому на решение данной задачи были направлены серьезные ресурсы. Перевод процессов в «цифру» — это не только удобство, но и прозрачность, доступность. Сегодня многие сервисы и услуги, включая региональные меры поддержки, уже доступны предпринимателям на Цифровой платформе МСП.РФ. И кажется, что так было всегда. Даже сложно представить, что еще пару-тройку лет назад, например, получение цифровой подписи было целым квестом с повышенным уровнем сложности.

Одна из задач цифровизации мер поддержки малого и среднего бизнеса — выводить постоянно совершенствовать их, выводить на новые уровни. К примеру, предпринимателям во многих вопросах уже не надо даже думать, где, как и какую меру поддержки выбрать для своего бизнеса. На смену самостоятельному подбору по параметрам уже пришел проактивный адресный режим, когда Цифровая платформа сама подбирает и предлагает подходящие меры с учетом индивидуальных особенностей каждого бизнеса.

Важным итогом уже проделанной работы стало и то, что бизнес с государством научились друг друга слушать и слышать. Совместные решения многих вопросов дают синергию по всем направлениям: от нормативного регулирования МСП-сектора до донастройки конкретных мер поддержки. Изменения последних лет в этой сфере очевидны, как очевидно и то, что достигнутый результат — это не финишная линия, а лишь промежуточная точка, от которой предстоит оттолкнуться, чтобы сделать еще более мощный рывок вперед.

#БылоСталоБудет #РоссияПоехали

О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИНАНСОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ

С 1 января 2020 года действует новый досудебный порядок урегулирования споров финансовым уполномоченным между потребителями финансовых услуг - физическими лицами, являющимися стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности с микрофинансовыми организациями (МФО).
Основным видом деятельности Микрокредитной компании фонд «Фонд финансирования промышленности и предпринимательства» (далее – Фонд) является предоставление займов субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе физическим лицам, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», т.е. оказывается финансовая услуга в целях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

С подробной информацией о порядке направления обращения финансовому уполномоченному можно ознакомиться на официальном сайте финансового уполномоченного https://finombudsman.ru.

Номер телефона службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного: 8 (800) 200-00-10 (бесплатный звонок по России).
Место нахождения службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного: 119017, г. Москва, Старомонетный переулок, дом 3.
Почтовый адрес службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного: 119017, г. Москва, Старомонетиый переулок, дом 3, получатель ДНО «СОДФУ».